Te Deum laudamus!
Господа Бога славим!

Елена ХАЕЦКАЯ

дьякон Андрей КУРАЕВ

иеромонах Сергий (РЫБКО)

РОК-МУЗЫКАНТЫ

РЕЦЕНЗИИ (фантастика, фэнтези)
 
МАТРИЦА ПЕРЕЗАГРУЗКА: "Это религиозное искусство"


Отец Андрей, вы всегда проявляли интерес к явлениям литературы и искусства, так или иначе соприкасающимися с религией. Сегодня много говорят о продолжении фильма "Матрица". Насколько мне известно, вы уже успели его посмотреть. Часто говорят, что в этом фильме множество прямых проекций Святого Писания. Так ли это, на ваш взгляд?

Безусловно, это религиозное искусство. Первая серия действительно содержит в себе элементы религиозной философии, в том числе ее главную проблему - что есть истина, где истинная реальность? Любая философия начинается с сомнения: то, что мы видим глазами, - это последняя, истинная реальность? Законы природы не написаны огненными буквами на небесах, и поиск законов природы есть поиск невидимого мира. Можно вспомнить замечательную притчу Платона о пещере. Люди живут в пещере прикованные цепями. Они привыкли к сумраку. Но иногда на закате солнце бьет в пещеру, и тогда тени проходящих возле входа людей попадают на пещерную стену. Люди видят театр теней, но они считают, что это и есть настоящая жизнь, потому что ничего другого они никогда не видели. Можно вспомнить буддийский индуистский тезис о том, что весь мир есть Майя, иллюзия, то, что кажется. Фильм "Матрица", безусловно, религиозный фильм. Он рождает вопросы: человек, ты уверен, что мир вокруг тебя есть последняя, окончательная реальность? А, может быть, кто-то управляет твоим сознанием, может быть, ты живешь в мире неких иллюзий? В Православии этот вопрос ставит преподобный Максим Исповедник, который говорит, что в разуме Божьем есть иные логосы, что Господь замыслил о каждой вещи, о каждом событии, а мы, люди, измышляем эти логосы - логос-фантастикос (терминология Максима Исповедника). Это те фантазмы, те смыслы, которые мы придумываем для различных ситуаций, вещей - не то, для чего придумал их Господь. А когда извращается этот замысел Божий, человек живет в мире фантастики. Мир грешника - это мир фантастики. Отсюда важный вывод: попробуй понять, что путь покаяния - это и осознание того, что те ценности, ориентации, в которых ты живешь, очень часто на самом деле фантазмы.. Это твой ум, а отнюдь не ум Христов.

С этой точки зрения фильм "Матрица" выдержан в русле религиозной философии. Но быть религиозным - вовсе не означает быть христианином. Религиозность "Матрицы" - религиозность скорее буддистская, нежели христианская. В нашем мире есть, конечно, иллюзорные вещи. Но в Библии сказано, что Бог любит созданный им мир, и все, что он создал, "хорошо весьма" в отличие от индийского Брахмы, который спит и видит сны. Видимый мир - это его сон. Но Брахма даже не знает, что это сон, и не любит этот сон. А если однажды Брахма проснется, придет в себя, мир исчезнет. Можно вспомнить и буддийскую загадку. Встретились Будда и бабочка, смотрят друг на друга. Вопрос: кто кому снится? Бабочка Будде или Будда бабочке? Так вот: христианство утверждает, что мир реален. Он вторичен по отношению к Богу и тем не менее реален. И Бог любит этот мир. Настолько, что принес своего Сына единородного в жертву. Поэтому я бы не стал так прямо соотносить фильм с христианством, хотя там брошены христианские приманки, в частности имя героини - Тринити (Троица) и т.д. В конце фильма происходит нечто похожее на сошествие Христа в ад, когда сам персонаж внедряется в матрицу, нисходит в преисподнюю земли. Оттенки христианские в фильме есть, но говорить, что это наше, - нельзя. Вторая серия как бы полемизирует с первой. Если первая - это буддизм, то вторая - атака на буддизм. Потому что машины и матрица заявляют, что все запрограммировано и у человека нет свободы. Это - идея кармы. И напротив, положительный персонаж, Нео, проводит идею человеческого выбора. Это главная коллизия второй серии. Буддистские идеи отстаиваются негативными персонажами. Это философская канва фильма.

Но это фильм, а не философский трактат. Поэтому в нем есть все, что присуще голливудским фильмам и что меня очень раздражает: бесконечные драки, например. И не потому, что я такой белоручка и терпеть не могу, когда кого-то бьют сапогом по лицу. Просто глупо. Есть супертехника и супероружие, так зачем врукопашную драться? Кроме этого - эротические сцены, массовые танцы… Одно из глубочайших недоумений второй серии - тайный город, независимый от матрицы, в котором живут освобожденные свободные люди, у которых есть своя религия, свой храм и т.д. Тогда как все негативные персонажи белые, подавляющее большинство населения тайного города спасенных - негры. Это похоже на расизм наоборот. А в общем, если честно, фильм навевал скуку, пришлось просто досиживать до конца.


© дьякон Андрей Кураев
© отрывок из интервью, записал Валерий Полищук
© Православие в Украине
 
Яндекс.Реклама
Hosted by uCoz