Te Deum laudamus!
Господа Бога славим!

Елена ХАЕЦКАЯ

дьякон Андрей КУРАЕВ

иеромонах Сергий (РЫБКО)

РОК-МУЗЫКАНТЫ

РЕЦЕНЗИИ (фантастика, фэнтези)
 
МАТРИЦА РЕВОЛЮЦИЯ: "После революции"


Довольно точно и честно назвали свой новый фильм братья Вачовски. Ведь "революция" по Ожегову - коренной переворот, резкий скачкообразный переход от одного качественного состояния к другому. "Матрица: революция", впрочем как и предшествовавшая ей "Матрица: перезагрузка" - грустный пример того, как хрупка бывает хорошая идея перед лицом коммерции и опошления.

Когда появились слухи, что "Матрица" будет иметь продолжение и превратится в трилогию, разум возмущался: "Как?! Неужели этому фильму нужно продолжение? Что нового можно добавить к сказанному?" Но добавить нашлось чего. Тема любви Нео и Тринити дополнена сценами секса напоказ, разъяснено, что храм - это место для вакханалий, а мировоззренческая позиция дополнена полным набором надуманных диалогов и "изреченных истин", которые чаще всего, к сожалению, воспринимаются как игры в духовное блудословие.

Прискорбно, но замечательный фильм-притча, который заставил многих задуматься о самом главном, выродился в сериал, очередной "фантастический триллер".

Основной минус фильма "Матрица: революция", на мой взгляд, в том, что фильм сам стал заводить в Матрицу. Если в первой части было сказано, как выйти из иллюзорной Матрицы; сказано, что смерть - преддверие воскресения; что жизнь не такая как кажется и все было ясно, то в третью часть трилогии напущено столько тумана, что не разберешь, где правда - не ясно ничего: Нео, "колючая голова", Архитектор, Смит, Француз, люди, машины - у каждого своя война и политика; под Нео теперь также можно подставить кого угодно: хочешь - Христа, хочешь - Антихриста, хочешь - себя. И окажешься все равно прав. Если в "Матрице" отношения между героями символизируют понятия веры, отношения Бога и человека, то есть укладываются в схему-притчу основных духовных понятий, то в "Матрице: революции" подвести все философские противоречия к общему знаменателю невозможно.

Идеи фильма не вписываются даже в рамки элементарной логики и последовательности. Если в первой части разница между настоящими людьми и программами составляла основную идею, то в последней части ее вообще не наблюдается. Так, в эпизодах с вокзалом мы знакомимся с интересной семейкой: мама, папа, дочь, причем мама и папа - программы, а их дочь - человек. Во второй части выяснилось, что Пифия - тоже программа. То же смешение понятий относится к Нео и Смиту: Смит - это Нео, только с другой стороны. В Матрице ты или в Сионе - это теперь тоже не имеет уже значения. Фильм полностью изменил себе. Если в первом фильме Морфиус показал Нео землю, которая выглядела ужасно (черное небо без солнца, нагромождение бетона и железа) и было сказано, что вот она - настоящая реальность, то в конце трилогии видим, что земля в мгновение превращается чуть ли не в рай. И все это по воле Матрицы и ее шефов. Но ведь основа первого фильма заключалась в том, что "ложки нет", между иллюзией и реальностью - непреодолимая пропасть. Здесь же восторжествовал обратный принцип - ты имеешь то, что предложит тебе Матрица. Хочешь восход солнца и цветы на лужайках - извольте получить. Если в первой части освобождение человека от Матрицы описывается как очень трудный процесс, то в конце трилогии все люди будут освобождены в директивном порядке и без всяких проблем. Похоже, что между Матрицей и реальностью теперь нет никакой разницы. Символично, что значительная часть событий происходит на вокзале - срединном месте между реальностью и иллюзией. Похоже, что там заблудился не только Нео, но и Вачковские тоже. Раздробленная правда стала множеством маленьких правдочек. Хотя, впрочем, Апокалипсис и будет временем подмен и полуправд.

После просмотра этого фильма почему-то вспомнились гностики - люди, пытавшиеся синтезировать истину Евангелия с "умными истинами более древних знаний". В результате возникли учения о эонах, христах, избранных, воплощениях и т.п. Похоже, что "Матрица: революция" не избежала этого искушения. Вместо синей таблетки зрителю предложена собственноручно спрограммированная очередная Матрица.

В нравственном отношении фильм воспринимается гораздо лучше, чем в философском. Коротко охарактеризовать его можно так: картина о том, что нужно верить до конца, о том, что любовь и вера неразрывны с подвигом, о том, что путь нужно продолжать.

Но опять же, все это - родом из первой части трилогии (как и положительная идея того, что кармы нет). Все это уже было ранее и нового добавить братья-режиссеры ничего не смогли. Даже диалоги повторили те же: Морфиус и Нео вспоминают свои отношения из первой части, Нео и Тринити - свои, а Пифия напоминает Нео, какой была первая встреча между ними.

Я не могу воспринять три части "Матрицы" как единую по замыслу трилогию. Слишком большой разрыв в идеях. Порой создается впечатление, что Вачовски сами себя пародируют.

Радостно, что им удалось создать замечательный по своей глубине фильм "Матрицу", грустно, что продолжение фильма не удалось.

Но, с другой стороны, ведь первый фильм и учил, что нужно жить трезвенно, что иллюзия обманчива и привлекательна, что выйти из Матрицы можно лишь победив ее, сделав правильный выбор и усилие. Продолжение "Матрицы" с ее полуправдами ставит перед нами такой выбор.

Этот экзамен будет продолжаться еще долго: внешнее и внутреннее, правда и ложь, Христос и Антихрист. К чему приклонимся?


© священник Вадим Семчук
 
Яндекс.Реклама
Hosted by uCoz