Господа Бога славим!

Елена ХАЕЦКАЯ

дьякон Андрей КУРАЕВ

иеромонах Сергий (РЫБКО)

РОК-МУЗЫКАНТЫ

РЕЦЕНЗИИ (фантастика, фэнтези)
 
ДОБРО БЕЗ ЗЛА

Елена Хаецкая: "Бертран из Лангедока. Мракобес"

Издательство: АСТ, серия: "Заклятые Миры"


Нельзя сказать, чтобы Елену Хаецкую у нас недооценивали. Критики называют ее "настоящим мастером фэнтези, изящным стилистом и оригинальным философом" (Дм. Володихин), говорят о "фантастической гениальности автора" (С.Бережной). Читатели разыскивают малотиражную "Сакральную фантастику" только для того, чтобы с головой погрузиться в новую повесть писательницы. Разве что с издателями не везло: Хаецкая из тех немногочисленных литераторов-профессионалов, которые пишут быстрее, чем издаются. В последнее время ситуация, правда, начала меняться к лучшему: меньше чем за полгода вышло две Елениных книги, ее охотно печатают в журналах фантастики, награждают премиями, приглашают на конвенты в качестве почетного гостя...

Перечисляя сюжеты, к которым сводится все многообразие мировой литературы, у нас обычно забывают один из главных - сюжет о поиске Бога. Не о смерти и воскресении, а именно о поиске. В этом плане Елена Хаецкая - автор весьма нестандартный. Все герои ее поздних произведений идут к Богу, хотя и разными путями. В последние годы христианский дискурс становится для писательницы определяющим, но - парадокс! - близость к Небу, кажется, почти никак не связана с моральными качествами ее персонажей. Горд и своенравен куртуазный эн Бертран де Борн из Лангедока, идущий войной на родного брата, человека никчемного, но безобидного; готов преступить любую из Заповедей ради спасения чужой заблудшей души Иеронимус фор Шпейер, инквизитор из "Мракобеса", посрамивший дьявола... Такое ощущение, что у каждого из них свой Бог: у кого-то благой и всепрощающий, у кого-то ветхозаветный, гневный и мстительный. И каждый по-своему строит личные отношения с Ним - если тут вообще уместно говорить о каких-либо отношениях.

Христианство Хаецкой не показное, это не дань моде - возможно, потому дидактика в ее произведениях и не задавила художественность, как у многих иных писателей-христиан. Не чужды ей и, простите за выражение, постмодернистские игры. Например, в "Бертране из Лангедока" после слов "О том, что произошло дальше между эн Бертраном и старым королем Генрихом, нам передавали следующее..." идут два абзаца на старофранцузском... Хаецкая вообще очень литературный человек: при всей исторической достоверности ее произведений (в том числе "Лангедокского цикла") нет-нет да и мелькнет цитата, принадлежащая куда более поздней эпохе. Например, знаменитая фраза из "Мракобеса", которую так любят критики, пишущие об этой повести ("Если бы существовало одно добро, не было бы нужды его показывать и оттенять, - отозвался Иеронимус. - Добро может существовать без зла..."), - ответ не только неугомонному студенту Фихтеле, стремящемуся посрамить Мракобеса, но и булгаковскому Воланду. Помните: "Не будешь ли ты так добр подумать над вопросом: что делало бы твое добро, если бы не существовало зла, и как выглядела бы земля, если бы с нее исчезли тени?.."

Хотя сборник и состоит целиком из переизданий, у нас появился еще один повод порадоваться за автора: "Бертран..." до сих пор выходил только один раз, в коллективном сборнике, который днем с огнем не сыщешь, да и "Мракобес" (награжденный, кстати, в свое время "Бронзовой улиткой") давным-давно исчез с прилавков. Тем же, кто еще не знаком с другими произведениями Елены Хаецкой, но уже созрел, чтобы подробнее узнать о ее творчестве, я рекомендовал бы послесловие Дмитрия Володихина "Коллекционер жизни". Не со всеми выводами критика можно согласиться, но это пока единственное исследование творчества петербургской писательницы, претендующее на полноту.


© Василий Владимирский
© КНИЖНОЕ ОБОЗРЕНИЕ 
 
Яндекс.Реклама
Офисная мебель: сейфы офисные на safemaster.Ru в Москве
Hosted by uCoz