Te Deum laudamus!
Господа Бога славим!

Елена ХАЕЦКАЯ

дьякон Андрей КУРАЕВ

иеромонах Сергий (РЫБКО)

РОК-МУЗЫКАНТЫ

РЕЦЕНЗИИ (фантастика, фэнтези)
 
БАЛ-ГАММАСТА — НА ЦАРСТВО!

Дмитрий Володихин "Дети Барса"

Издательство: Азбука, серия "Правила боя"

Об этом романе я слышал и читал много разных отзывов, в основном — не слишком комплиментарных. Тем приятнее было обнаружить, что «Дети Барса» — отнюдь не «гимн имперской идее» и не «беллетризированная RPG, где крутость монстра определяется его баллами». Вот уж точно: читали, да не про то!

Дети Барса То есть, и империя, и монстры с именами не из слов — из чисел, и оригинальная трактовка эпоса о Гильгамеше, и столкновение монотеизма с политеизмом — все это и многое другое в «Детях Барса» есть. Но книга-то, братцы, о другом!

«Время было цветком,
Обратилось же в каплю,
Застывшую на лепестке
Под губительным зноем...
Злоба умножилась,
Как саранча или же отмели
На судоходной реке.
Перекошена суть городов и людей...
»

Пожалуй, в этих строках — то, над чем в первую очередь предлагает читателю поразмыслить Дмитрий Володихин, известный в фантастических кругах как «отец-основатель» группы «Бастион».

Признаюсь, он основательно отпугивал меня «идейностью» своих прежних произведений.

«Дети Барса», вопреки опасениям, оказались романом не просто интересным, а, пожалуй, одним из самых удачных в отечественной фэнтези за последние года два-три. Харизматичный, но не идеальный герой Бал-Гаммаст; мир древнего Алларуада (Южная и Средняя Месопотамия), выписанный тщательно, достоверно, но не занудно; наконец, набор любопытных идей. Существование Царства, в котором верили в Единого Бога, — и его, Царства, постепенное вырождение. Такое ли уж зло — то, что одна эпоха сменяет другую, цивилизация обновляется за счет притока новых народов — пусть диких, варварских, но обладающих свежими силами? Какова природа власти над людьми — власти богоданной и власти, которую, по формуле Г.Л.Олди, «берешь сам»? В чем разница между ними?..

Завязка сюжета, казалось бы, не нова. Во время подавления бунта правитель Царства погибает, оставляя после себя вдову, дочь и двух сыновей. Старший из них, Апасуд, мало предрасположен к правлению, больше — к самосозерцанию и служению Господу. Младшему — четырнадцать лет, но именно ему суждено стать знаменитым Гильгамешем, точнее — Бал-Гаммастом. Ситуация только на первый взгляд кажется простой: дескать, «темные» народы (и в смысле образованности, и как те, кто поклоняется демоническим силам) со всех сторон обступили Царство, дать им отпор и восстановить порядок — вот достойная нового правителя цель. Однако со временем оказывается, что черно-белую сетку координат со Злом и Добром здесь не применить. Решение проблемы? Его автор откладывает до следующего тома, ведь «Дети Барса» — половина дилогии «Восход зимы».

Тем не менее обычного по нынешним временем впечатления: «Закончили ничем!» — при чтении не возникает. Роман, хоть и является частью дилогии, имеет некий промежуточный финал; к тому же перерыв между первым и вторым томами (окончание, по нашим сведениям, автор планирует дописать к концу 2004 г.), может, даже нужен. Чтобы сделать перерыв. Задуматься над прочитанным, осмыслить его. Существует мнение, что всякая фэнтези — это безоглядный эскапизм. Дескать, ничему она не учит, ни о чем толковом в принципе не способна поведать миру и граду. Д.Володихин в своем романе доказывает обратно. Создавая непротиворечивую систему ценностей и жизненных взглядов древних обитателей Месопотамии, он предлагает читателю по-новому взглянуть на современную нам жизнь. В философии алларуадцев есть одно основополагающее понятие: «мэ». Слово это означает и судьбу человека, и его предназначение; мэ — то, что дано от рождения, оно определяется той сословной группой, из которой происходят родители ребенка. Судьбу можно переменить, выбрав другую профессию, но выбор пути — любого! — требует полного и безоговорочного подчинения правилам и традициям. Лучшая судьба — реализованность мэ, достижение вершин на выбранном пути. И в этом смысле дурно заботящийся о Царстве правитель в тысячу раз презреннее талантливого мастера-гончара. Вокруг понятия судьбы и предрешенности Володихин выстраивает один из основных проблемных ребусов романа. Апасуд, который решает отказаться от власти, дарованной ему происхождением, потому что она противна его внутренним порывам. Бал-Гаммаст, естественным образом становящийся правителем, ибо это — его мэ, его призвание. Главарь бунтовщиков Халаш, потомок купца, возвысившийся до военачальника и павший, потому что в душе оставался тем же таки купцом, дурно реализовавшим свою мэ. Володихину, безусловно, удаются эти и многие другие персонажи — и благодаря их органичности, ненадуманности читатель втягивается в предложенную ему игру; воспринимает без отторжения непростые реалии Месопотамии 3000 г. до н.э. А сражения простых воинов, битвы магов, хитросплетения интриг только делают это литературное блюдо более вкусным. Дождаться бы второй порции...


© Владимир Пузий
© РЕАЛЬНОСТЬ ФАНТАСТИКИ №9(13) Сентябрь 2004
 
Яндекс.Реклама
Hosted by uCoz