Господа Бога славим!

Елена ХАЕЦКАЯ

дьякон Андрей КУРАЕВ

иеромонах Сергий (РЫБКО)

РОК-МУЗЫКАНТЫ

РЕЦЕНЗИИ (фантастика, фэнтези)
 
«X-FILES» ПО-СКАНДИНАВСКИ...

Ольга Елисеева "Сын Солнца"

Издательство: Азбука, серия "Правила боя"

Сын Солнца ...Или по-тольтекски, если угодно. Или... Впрочем, давайте по-порядку.

Перед нами - новый роман Ольги Елисеевой, писательницы, известной в первую очередь благодаря дилогии "Золотая колыбель": "Соколу на запястье" и "Хозяину проливов". Хотя и до, и после "Колыбели" у Ольги выходили книги, но именно эти два романа принесли ей популярность среди читателей - популярность, кстати, вполне заслуженную. Характерных для современной отечественной фэнтези болезненных черт: небрежно написанного текста, не юмора, но "приколов"; скорее мультяшных, нежели живых персонажей, чья психология преимущественно соответствует психологии студента 20 столетия, - всех этих черт в романах Елисеевой не было и нет. Писательнице есть что сказать читателю - удивительно ли, что тот отвечает ей взаимным уважением и вниманием?

"Сын Солнца" в этом смысле роман очень "елисеевский". Перед нами фэнтези, базирующееся на мощной исторической и мифологической основе - причем не классическом позднем средневековье Европе, а совсем на других эпохах. Почему "эпохах", а не "эпохе"? Да потому что в "Сыне Солнца" Елисеева делает попытку создать непротиворечивую картину мира, увязав в единое целое мифы об Атлантиде, Лемурии и Гиперборее, "познакомить" скандинавов, логров, тольтеков, обитателей Средиземноморья, вплести в ткань повествования минотавров, Локки ( sic!), Рагнарёк, крайнюю Туле, людей-леопардов...

И инопланетян в "летающих тарелках".

Каковые инопланетяне, впрочем, оказываются не пришельцами из космоса, а порождениями некоего Зла, находящегося на крайнем Севере и норовящего прорваться в мир.

Казалось бы, сплошная эклектика, впору ужаснуться и отложить роман подальше, - ан нет, отторжения вся эта пестрая картина не вызывает. У читателей, не слишком озабоченных поисками культурных и исторических параллелей, "Сын Солнца" вообще нареканий не вызовет: они воспримут его как талантливо написанную фэнтези "по мотивам". Те же, кто более-менее подкован в истории и мифологии, мне кажется, заинтересуются предложенным Елисеевой взглядом на мир. Здесь есть над чем поразмыслить. Опять же, емкость языка, динамичность сюжета, умение выписывать характеры персонажей, - этого всего у Елисеевой не отнять. То, что иной автор расписал бы в книгах четырех-пяти, она умудрилась добротно изложить в одной.

Если же говорить о недостатках "Сына Солнца" (а у кого их нет?!), то в первую очередь бросается в глаза неубедительность тех самых псевдо-инопланетян. Исторические реалии Елисеева изображает мастерски, читаешь - и веришь. В случае с ее же белыми червями и людьми-кобрами - увы, все наоборот. Вот падает горящий "самолет", из которого выбрасываются парашютисты, - и они успевают долететь до земли раньше "металлической птицы", да еще и спрятаться. Вот совершенно нелепая картина добычи руды в подземном мире, где пленные тольтеки используются в качестве рабов: "Сгорбленные фигурки людей ползали по горам руды и долбили их кирками, затем засыпали в гигантскую железную воронку, которая крутилась с ускорением и в какой-то момент выкидывала куски железа наверх. /.../ После каждого вздоха из кратера веером вылетали наверх кусочки еще горячей руды. /.../ [Люди на верхнем ярусе] суетились, собирая горячие камни в драные плетенки, потом волокли корзины к тележкам и загружали их". Как по мне, абсурднейшая картина: неужели сразу нельзя складировать руду и отправлять наверх, зачем дважды делать одну и ту же работу? Конечно, можно сослаться на извращенную логику злобных хозяев, но... "не верю!" Кажется, что самой Елисеевой в описаниях псевдо-инопланетян отказывает воображение, и она подменяет его "хладным разумом"; тем разительней контраст, например, с такими строками: "Атланские галеры на горизонте высились темной стеной мачт. Их крутые бока украшали щиты с горгоньими головами, пурпурные паруса пятнали изображения двойных лабрисов, носы выгибались вилами бычьих рогов. Акхан никогда раньше не замечал, как родные суда похожи со стороны на насекомых - лес весел, щупальца носовых украшений. Они наползали с горизонта, сухо треща обшивкой, как саранча крыльми".

К счастью, собственно псевдо-инопланетянам места в романе отведено мало. В остальном же "Сын Солнца" оказался интересной, умной, достойной внимания книгой. Надеюсь, последующие романы О. Елисеевой будут, как минимум, не хуже.


© Владимир Пузий
© РЕАЛЬНОСТЬ ФАНТАСТИКИ №7(11) Июль 2004
 
Яндекс.Реклама
Hosted by uCoz