Te Deum laudamus!
Господа Бога славим!

Елена ХАЕЦКАЯ

дьякон Андрей КУРАЕВ

иеромонах Сергий (РЫБКО)

РОК-МУЗЫКАНТЫ

РЕЦЕНЗИИ (фантастика, фэнтези)
 
ОПАСНА ЛИ НЕЧИСТОЙ СИЛЕ СВЯТАЯ ВОДА?

Андрей Мартьянов: "Вестники Времён"

Издательство: АСТ, серия: "Звёздный Лабиринт"


Вестники Времён Своего рода бонтон колоссального большинства мистических триллеров (как книг, так и видеофильмов): священник играет роль безответной жертвы нечистой силы; святая вода для демона - что свежая роса; тайну исповеди якобы можно нарушать в интересах всеобщей нравственности; "избыточную" христианскую религиозность относить на счет фанатизма; вуду или буддизм считать "сильной" конфессией противу "слабого" христианства; присутствие сатанинских сил либо просто колдовства на свете белом рисовать "торжественными" красками в пику пассивной и бледной какой-то роли Христа, церкви, монашества...

Бедное христианство! Даже в тех случаях, когда автор сознательно строит сюжет на противоборстве ада и Сил Небесных, притом стоит на стороне последних, все равно сила веры кажется ничтожной.


Вот известный цикл романов "Бюро-13" (автор - Ник Поллота). Здесь в спецкоманде есть свой штатный батюшка, да эффективность его арсенала неизменно невелика. Вот знаменитый "Экзорцист" (фильм У.Фридкина, книга У.П.Блэтти): два священника платят жизнью за победу над одним темным духом. В картине "Однажды укушенный" (режиссер Х.Сторм) главный герой, павший жертвой вампира, даже не вспоминает о возможности защитить себя, обратившись за помощью к церкви, хотя где же, как не в ее стенах, собран колоссальный опыт противодействия нечистой силе? Да и как обращаться к церкви, когда там фанатик сидит на фанатике и фанатиком погоняет? На этом, во всяком случае, настаивают многие писатели и режиссеры. Тот же Виктор Пелевин, - по его словам, "не настолько ошизел", чтобы иметь нечто общее с христианством. Ж . - Ж . Анно в фильме-экранизации "Имя розы" представляет жизнь католического монастыря как нечто среднее между буднями сумасшедшего дома и застенка (в книге Умберто Эко, разумеется, ничего такого и в помине нет).

В современной российской фантастике подобная иронично-пренебрежительная трактовка христианской веры и церкви имеет все шансы стать "столбовой дорогой". У Вячеслава Рыбакова не так давно вышло продолжение его старого романа "Очаг на башне". Вторая часть дилогии ("Трудно стать богом") рассказывает о 6opьбе добрoгo и высоконравственного ученого против сатаны. А церковь что? Да ничего. Как будто ее и нет. Другой фантаст, Андрей Плеханов, выпустил эпопею "Бессмертный", "Мятежник" и "Лесные твари". Стержень сюжета у него - борьба светлого духа "ан-тирита" с мерзкими тварями, воплощением зла. И опять: магическая сила против магической силы. С точки зрения Плеханова, христианство - не более чем форма: "Силы Добра и Зла стоят выше религии и национальности. Они древние, как сам мир..."

На этом фоне совершенно неожиданным оказался выход романа Андрея Мартьянова "Вестники времен" (М.: ACT, 1998). Главный конфликт романа - противостояние Бога и дьявола, которые представляют собой две огромные вселенские силы. История человеческой цивилизации - это прежде всего история их борьбы. Солдаты Господа и солдаты сатаны наряжены в традиционные одежды: священники, добрые христиане с одной стороны и злодеи всех видов, нечистая сила - с другой. По воле Бога рождается мир с альтернативной историей ("развилка" в XII столетии), где силы, подвластные Ему, стремятся не допустить победы сатаны, что произошло, по мнению Мартьянова, в нашем XX веке. Дьявол же прилагает все усилия, чтобы помешать истории свернуть с мрачной дорожки.

В авторском послесловии к роману сказано: "Поверьте, не стоит считать, что церковь несла одно "мракобесие" и утверждала "религиозные предрассудки". Не будь развитой христианской культуры, погрязни Европа в лжеучении и ересях, современный мир был бы совсем другим. Именно церковь несла народам... культуру и образование". Удивительно! Простые эти слова в прошлом столетии, наверное, сошли бы за банальность, а сейчас звучат свежо и смело.

Литературные достоинства романа А.Мартьянова, думается, ненамного выше традиционного уровня массовой боевой фантастики. Однако автору требовалось известная отвага, чтобы пойти против сложившихся норм и традиций. Не убоялся он обвинений в ретроградстве, консерватизме и т.п. И хорошо, что не убоялся!


© Дмитрий Володихин
© КНИЖНОЕ ОБОЗРЕНИЕ  ИЮЛЬ 1999
 
Яндекс.Реклама
Hosted by uCoz