Te Deum laudamus!
Господа Бога славим!

Елена ХАЕЦКАЯ

дьякон Андрей КУРАЕВ

иеромонах Сергий (РЫБКО)

РОК-МУЗЫКАНТЫ

РЕЦЕНЗИИ (фантастика, фэнтези)
 
ДРАКОНОВЕДЕНИЕ



Первое правило, которое должно соблюдаться при ведении любой дискуссии, - четкое определение терминов. То есть, необходимо убедиться, что, произнося какое-либо понятие, спорщики имеют в виду одно и то же. В связи с этим неплохо бы определить, что за существа именуются драконами и лишь потом решать, добры они, злы, или же вообще нейтральны. Сразу отбросим аспидов, василисков, нагов, Змею-Скарапею и прочих сказочных рептилий, как плохих так и хороших. Нас интересуют именно драконы.

Слово "дракон" греческого происхождения. "Словарь Античности" трактует его как "зоркий", "Мифологический словарь" дает перевод "страж" или "хвататель", правда, оговаривается, что это - народная этимология. Драконами греки называли злобных змее- и ящероподобных тварей, враждебных и человеку и богам - вспомнить, хотя бы, Пифона. Ни добротой ни особой мудростью драконы не обладают и существуют в основном для того, чтобы быть побежденными каким-нибудь героем. Мотив драконоборства не греки изобрели, он распространен и в Европе и в Азии и даже в Африке. Но переняв у греков слово, европейские народы назвали им тех самых жестоких существ, которых время от времени убивали их родные герои. И в германских, и в кельтских легендах драконом именуется гигантская рептилия, огнедышащая, как правило, крылатая, которая стережет клады и время от времени кого-нибудь сжирает, пока не найдется ловкий рыцарь. Разумом драконы когда обладают, когда нет, даром речи - тоже. О мудрости опять же говорить не приходится, если не называть мудростью коварство. Не будем трогать всяких инопланетян, на Кринне - свои порядки, там авторы опирались не на культурные традиции, а больше на личные заморочки, а драконы Перна относятся к драконам не больше, чем какие-нибудь вараны с острова Комодо. Подавляющее большинство фэнтази написано либо под влиянием Толкина, тогда драконы ничем не отличаются от описанных в Сильмарилльоне, либо назло Толкину, тогда их сделают хорошими просто чтоб было "оригинально", но это уже неинтересно. У самого Толкина, который следовал традиции, сказано ясно: драконы - злые и алчные существа, выведены они Морготом, ничего хорошего встреча с ними не сулит. То же и в более ранней литературе. В средние века дракон - олицетворение дьявола, в рыцарских романах положительные герои драконов изничтожают, никаких разногласий по этому поводу не возникает. "На Западе дракона всегда представляли злобным" (Х. Л. Борхес. Книга вымышленных существ). Симпатичные драконы и дракончики К. Грема или Д. Биссета вызывают умиление и смех именно своей неожиданностью: вместо демона зла - такая лапушка. Эффективно именно потому, что у всех нас в подкорке крепко-накрепко засело: драконы злы.

Но, может, это европейцы - такие упертые? А на востоке дракон - символ мудрости? Что ж, двинемся на восток.

Всякие Змеи Горынычи и Змеичи русских былин и сказок - суть те же драконы, богатыри и царевичи обращаются с ними как положено. Как и его европейский собрат, Змей Горыныч крылат, покрыт чешуей, обладает способностью изрыгать пламя. Привычки у них также схожи, похожа и диета. Хобби - красивые девушки, желательно благородного происхождения. О девушках следует сказать особо. В европейских сказках их нередко просто съедают. Но иногда какой-нибудь дракон-оригинал требует королевскую дочку не на съедение, а для заключения брака. Если верить Проппу, особой разницы в этом нет: дракон - олицетворение смерти, брак со смертью = смерть. Если понимать буквально, возникает догадка, что драконы могут принимать человеческий облик, или, хотя бы, человекоподобный. Прямых указаний на это я в европейских сказках не нашла, буду рада, если меня поправят. (Правда, Гервазий Тильсберийский в "Императорских досугах" приводит факты о речных драконах, которые и поедают людей, и принимают человеческий облик, но история женщины, служившей кормилицей драконова сына и помазавшей глаз волшебным зельем схожа с историями о кормлицах бесенят, или водяных. Все они впоследствие встречают бывшего хозяина на рынке, здороваются, на вопрос "Каким глазом ты меня видишь?" дают правдивый ответ, после чего кривеют.) А вот Горыныч и иже с ним этим свойством обладают и пользуются охотно. В одной из сказок он служит у царя поваром - ни один самодержец не потерпит, чтобы пищу ему готовила ящерица, пусть даже крылатая. Недобитые Змеи и Змиуланы любят соблазнить жену победителя. Они вообще больше понимают толк в женщинах, нежели европейцы, по ночам посещают вдов, а девушек похищают не для еды (Хм, а ведь все это - из детских книжек). Кроме того, в логове русского Змея герой иногда находит русский полон. Западные драконы, судя по всему, пленных не берут (это может свидетельствовать не о большей гуманности, а о практичности и запасливости Горыныча).

Мы недостаточно забрались на восток? Идем дальше. В среднеазиатских сказках картина та же. Вьетнамские герои сражаются с драконами не хуже европейцев (в Ханое есть Озеро Возвращенного Меча, которым был убит непобедимый дракон). Вопреки расхожим представлениям, в Японии тоже сражаются с драконами, история об убийстве Осьмиглавого змея входит в священные писания японцев. Восточные драконы безобразничают ничуть не хуже западных: они устраивают тайфуны, вызывают наводнения, разрушают города и похищают девиц. Лусы - драконы монгольских народов - входят в свиту темного бога Эрлика. Тибетские драконы (лу) славятся умением насылать проказу и чахотку на людей, а на скот - сап и ящур, о чем их иногда просят миролюбивые тибетские ламы (наверное, это и называется "договориться с драконом").

Пока все идет к тому, что драконы - порождение зла. Еще высказывалась гипотеза о том, что они "равновесны". Чтобы ее разобрать, необходимо знать, что такое это самое "равновесие". Скажу честно, я этого не понимаю. Представления о добре и зле у разных групп людей бывают разные, но в соответствии с ними люди все же принимают чью-либо сторону. И, как правило, становятся на сторону добра - психи и герои де Сада не в счет. Мне кажется, "равновесие" - изобретение творцов и любителей фэнтази, позволяющее всласть наиграться в злого дяденьку и при этом все равно остаться хорошим. Конечно, в конце концов, даже зло оборачивается добром, это закон жизни и любой сказки, но из этого не следует, что умножение зла является благом. Возможно, просто имелось в виду, что и от драконов есть польза, что добру могут послужить и они. Посмотрим.

Во-первых, следует упомянуть о том, что в жилах драконоборцев нередко течет драконья кровь. Богатыри, рожденные от связи дракона с человеческой женщиной (и как такое детям позволяют читать! Сказочки, тоже мне!) при первой же возможности убивают папашу, что для человечества, безусловно, является благом. Правда, эти полукровки все-таки больше относятся к людям, нежели к драконам. А можно ли получить что-нибудь полезное от чистокровного, классического дракона? Да, возможно и такое, но цена высока. Как говорит все тот же Пропп, мотив змееборства появляется в достаточно развитом обществе. До поры до времени люди предпочитают кормить чудовище, снабжать его ежегодно очередной красавицей, приносить жертвы и рассказывать о нем, как о благостном божестве. И лишь вырвавшись немного из дикости, они обращаются к иным божествам, побеждающим драконов, а после и сами прекрасно справляются.

Итак, с грустью доставая белоснежный платочек и поднося его к глазам, вынуждена признать: добрых, благородных, прекрасных драконов не существует. Огнедышащие крылатые рептилии , разумные и коварные, - действительно порождение зла... Эй! Успокойтесь. Уберите ширмы и веера. И не надо надевать мне на голову фарфоровую вазу. Самое интересное только начинается. В конце концов, Борхес посвятил Китайскому Дракону особую главу, да и во всех словарях о них - отдельные статьи.

"Лун китайских мифов наделен божественным достоинством и подобен ангелу, который вместе с тем - лев" (Опять Борхес). Первые упоминания о лунах относятся к 14 в. до н.э. От них вели род императоры. Цилун (зеленый лун) - олицетворение востока. Также известны желтый, красный, черный и белый луны (хуанлун, чилун, сюанлун, байлун). Но вообще-то их много, самых разных видов: рогатые, безрогие, крылатые, бескрылые... причем, бескрылые тоже летают! Правят лунами четыре брата, лун-ваны, которые живут в морях, омывающих землю. Луны часто принимают человеческий облик, охотно вступают в брак с людьми. Но на вазах, ширмах, веерах и императорских одеждах они изображались в виде животных, которые выглядят, в описании Ли Шичженя, так: "Рога его подобны оленьим, голова - голове верблюда, глаза - глазам зайца (в другом варианте - демона, это звучит гораздо красивее), шея - шее змеи, брюхо - как у морского зверя шень (моллюска, т.е.), когти - когтям орла (ястреба), чешуя - чешуе карпа, лапы - лапам тигра, уши - ушам быка". На спине у него 81 шип, на лбу нарост. На шее у дракона висит волшебная жемчужина, в которой - его сила... Карикатура какая-то, но на самом деле существо красивое, это видно даже по стилизованным изображениям. Описание, которое я привела, несмотря на всю комичность, ценно тем, что огнедышащая злобная рептилия, которой, как мы определили, является дракон, ну никак под него не подходит. То-есть, лун - вовсе и не дракон, а совсем иное существо, ни на кого не похожее, которым, должна признать, трудно не восхититься. Вот они как раз и есть те благородные создания, символ мудрости, из-за которых и возникла путаница.

Так что можно вздохнуть спокойно. Рыцари правы, когда сражаются с драконами. Привычный архетип - не результат антидраконовской западной пропаганды. А расплодившиеся добрые Драконы появились под несомненным китайским влиянием. Если бы это зависело от меня, я предложила бы называть их, вне зависимости от антуража, словом "лун", чтобы не путать с порождениями зла, но, к сожалению, Китайских Драконов драконами обозвали слишком давно, термин уже успел стать привычным. Увы и ах... Хотя, главное знать, кто есть кто и на чьей стороне ты сам. Во всяком случае, когда святой рыцарь пронзает копьем ящерообразное чудище, которое, несмотря на все старания производителей ширпотреба, все-таки остается символом зла, благородные луны не воспринимают это как знак недостаточной политкорректности и от всей души, как мне кажется, одобряют поступок рыцаря.


© Ольга Мареичева
 
Яндекс.Реклама
www.kolizeo.ru карти таро гадание .
Hosted by uCoz