Te Deum laudamus!
Господа Бога славим!

Елена ХАЕЦКАЯ

дьякон Андрей КУРАЕВ

иеромонах Сергий (РЫБКО)

РОК-МУЗЫКАНТЫ

РЕЦЕНЗИИ (фантастика, фэнтези)
 
ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ ИТОГ

Собрание сочинений Елены Хаецкой в 5-и томах.
Издательство «ТЕРРА—КHИЖHЫЙ КЛУБ» (Москва)
Издательство «СЕВЕРО-ЗАПАД» (СПб):



Давненько издатели фантастики не рисковали выпускать настоящие нумерованные собрания сочинений, – даже Ник Перумов и Сергей Лукьяненко, несмотря на их гигантские тиражи, такого до сих пор не удостоились...

Дебют Елены Хаецкой мог состояться еще в конце восьмидесятых, когда она создавала первые свои фантастические тексты, полные света и радостного удивления, – две из них, «Здесь был Баранов» и «Хальдор из Светлого Города», дошли до читателя только сегодня... Увы, чтобы прорваться к широкому читателю в те годы, надо было либо иметь за спиной десятки семинаров и совещаний молодых писателей-фантастов, либо обладать поистине фантастической пробивной силой. У Хаецкой, в 1986 году окончившей журфак ЛГУ, не было ни того, ни другого. А через пару лет на нашу фантастику накатился первый кризис, и книги отечественных авторов оказались буквально сметены с прилавков волной переводной science fiction & fantasy. Как и многие ее коллеги, Елена Владимировна пополнила ряды редакторов и переводчиков. Удивительно, но ее дебют состоялся в самый разгар кризиса, когда издатели брезгливо воротили нос от рукописей отечественных авторов. В 1993 году в серии «Fantasy» петербургского издательства «Северо-Запад» появилась книга Мэделайн Симонс «Меч и Радуга», забавные и трогательные герои которой сразу пришлись по сердцу российским поклонникам фэнтези и ролевикам. Надо ли упоминать, что под этим псевдонимом скрывалась Елена Хаецкая?..

Первая ее книга, подписанная именем Елена Хаецкая, увидела свет лишь три года спустя. «Завоеватели» были встречены публикой куда более прохладно, чем «Меч и Радуга». Несмотря на то, что повесть «Мракобес» (1997), отмеченная премией Б.Н.Стругацкого «Бронзовая улитка», а также роман «Вавилонские хроники» (1997) закрепили за Хаецкой славу одного из лучших стилистов среди отечественных фантастов нового поколения, коммерческого успеха они не принесли. Такое впечатление, что издатели, сталкивающиеся с прозой Хаецкой, впадают в ступор. С одной стороны, ее тексты, безусловно, не вписываются в традицию так называемого «мэйнстрима», сложившуюся за последние десять–пятнадцать лет. Слишком уж серьезно и требовательно относится Елена Владимировна к чудесам, происходящим на страницах ее книг, слишком искренне сочувствует персонажам – несчастным, непутевым, одержимым...

С другой стороны, и к классической фэнтези отнести ее произведения непросто – там пафосности не хватает, здесь излишний натурализм бросается в глаза, да и мир ее герои не спасают... В результате сегодня Хаецкая занимает совершенно уникальное место среди наших писателей-фантастов. В условиях, когда большинство ее коллег и сверстников умудряются с ходу публиковать любой продукт своего творчества, вплоть до школьных дневников и долговых расписок, «в столе» у Хаецкой продолжает пылиться как минимум три романа и бог весть сколько повестей. Это далеко не худшие вещи – просто никто не понимает пока, что с этими текстами делать. Как и с объемистыми мемуарами, посвященными литературной жизни в Петербурге последнего десятилетия. (Такая беллетристика, впрочем, и должна публиковаться через много лет после написания, к вящей радости исследователей и к ужасу доживших персонажей...) Критика в один голос хвалит ее, издатели признают высочайший литературный уровень ее произведений, но переиздавать почему-то не спешат.

Книжный клуб «Терра» и издательство «Северо-Запад», кажется, сумели наконец разгадать этот запутанный ребус. Нумерованное пятитомное собрание сочинений петербургской писательницы, включившее чуть больше трети написанного ею за эти годы, несколько разрядило ненормальную, в общем-то, ситуацию.

На страницах собрания впервые опубликованы исторические романы «Ульфила» и «Несчастный скиталец», давно ходившие «в списках», а также повесть «Симон-отступник» – о непоколебимом борце с альбигойской ересью, графе Симоне де Монфоре. Другие произведения до сих пор публиковались лишь в журналах и малотиражных сборниках: «Записки корнета Ливанова», «Поп и пришельцы», «Мирра и дьявол»... Впервые под одной обложкой собран цикл «Синие стрекозы Вавилона» – все семь новелл, пять из которых печатались в периодике. Перед нами открывается странный город, в котором черты современного Петербурга и древнего Вавилона смешались в удивительной, совершенно невозможной пропорции, и во вспышке авторского вдохновения две эти сущности породили третью – Вавилон-2000.

К сожалению, составители не включили в подборку некоторые известные произведения писательницы, принесшие ей ряд литературных премий: большую часть «Лангедокского цикла», роман «Голодный грек», «Анахрон» с продолжением, повесть «Мракобес»... Что поделаешь, права на большинство из них все еще принадлежат другим издательствам. Зато читатели неожиданно получили возможность познакомиться с ранними абсурдистскими пьесами Хаецкой, а также с ее публицистикой. Не знаю, правда, многим ли будет интересно узнать, что думает автор «Мракобеса» и «Дамы Тулузы» о Конане, о телесериале «Звездный путь» или о возможности существования христианской фэнтези. Большинство произведений Елены Хаецкой, написанных в разные годы, роднят ясный, прозрачный язык (кстати, из пятитомника вычищена практически вся ненормативная лексика) и теплое отношение к миру и к человеку. Чудо и повседневность неразрывно соединены в повестях и романах Елены Хаецкой, как соединены они в сознании средневекового человека – или нашего искренне верующего современника. Особенно это характерно для ее поздних вещей, что дало основания критикам назвать эти тексты «сакральной фантастикой». Пожалуй, это единственная жанровая метка, которую можно с легким сердцем присвоить произведениям Хаецкой — для простоты опознавания. Может, хотя бы это поспособствует росту популярности творчества писательницы, слишком непохожей на большинство коллег, чтобы рассчитывать на легкий успех у массового читателя.


© Василий Владимирский
© КНИЖНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
 
Яндекс.Реклама
Hosted by uCoz