Te Deum laudamus!
Господа Бога славим!

Елена ХАЕЦКАЯ

дьякон Андрей КУРАЕВ

иеромонах Сергий (РЫБКО)

РОК-МУЗЫКАНТЫ

РЕЦЕНЗИИ (фантастика, фэнтези)
 
БИТВЫ ДУХОВНЫЕ

Надежда Первухина: "Право Света, право Тьмы"

Издательство: “Армада”, “Издательство Альфа-книга”


Скажем сразу — любителям крутого экшена эта книга категорически не рекомендуется. А вот ценитель неторопливого стиля, метких и красивых метафор, наконец, философской наполненности текста проведет над ней время с приятностию и не без пользы.

Впрочем, не думайте, что “Право Света, право Тьмы” — нудная книга для сухарей-философов. Вовсе нет. Детективный сюжет сочетается в ней со здоровым юмором, а “приключения духа” соседствуют с беготней по крышам, склепам и прочим злачным местам. Но, тем не менее, это книга прежде всего христианской, православной направленности, и уж затем — фантастика. Дело совсем не в том, что главные ее герои — священнослужители храма Великомученика Димитрия Солунского из далекого провинциального городка Щедрый. И даже не в том, что добрая половина местного населения — колдуны, вампиры, оборотни и умертвия, то есть самая откровенная нечисть. И уж тем более — не в обилии церковных терминов, затрудняющих чтение далеким от православия людям. Просто те вопросы, что ставит жизнь перед героями книги, рассматриваются ими через призму Веры.

Право Света, Право Тьмы Можно ли идти на сделку с совестью ради благой цели? Что выбрать — месть или прощение? Судить Зло — или творить Добро? В ком больше человеческого: в человеке, “во имя Господа” убивающем невинных — лишь ради того, чтобы подставить под удар “праведного гнева народного” общину вервольфов — или в оборотне, рискующем собой ради спасения других? Герои книги зачастую знают ответы заранее — но ответы-то у каждого свои! И читателю придется самостоятельно искать среди них тот, что окажется для него единственно правильным.

В нынешнем повальном увлечении ведьмами, вампирами и прочей симпатичной нечистью как-то забылось, что магия и Вера — несовместимы. Что за служением Тьме неизбежно следует расплата, а служение Свету — это прежде всего те битвы, что человеку приходится выдерживать в собственной душе. Битвы с искушениями и разочарованиями, с ненавистью и гордыней, со зверем внутри себя. И “свершить суд над всем Злом мира” — цель куда менее достойная, чем победить Зло в себе.

Остается, правда, не вполне понятным: то ли автор хотела любителей фантастики приобщить к православию, то ли людей верующих — к фантастике. Или вовсе — совместить оба варианта. Возможно, отсюда — и упрощенность фантастической составляющей, и обилие сугубо православной информации. Возможно, здесь же кроется и причина некоторой лубочности: уж если злодей, так злодей абсолютный, а противостоящие ему отец Емельян и дьякон Арсений, при всей своей симпатичности, тоже не всегда похожи на живых людей. Персонажи второго и даже третьего плана получились у автора куда более живыми: своенравная дьяконица Ольга, влюбленный вампир Вадим, оголтелая скандалистка Катерина...

Но, как бы то ни было, в эпоху “этического релятивизма” и размытой морали появлению такой книги можно только порадоваться.

Из интервью Надежды Первухиной:

“Параллельно с жизнью библиотекаря у меня долгое время шла другая жизнь — послушницы в женском православном монастыре. Я шесть лет пела на клиросе, вела библиотеку воскресной школы, помогала монахиням по хозяйству. Игуменья хотела совершить мой постриг, но моя мать запретила мне и думать о монашестве. Я осталась в “миру”...”



© Алла Гореликова
© МИР ФАНТАСТИКИ № 8 АВГУСТ 2005
 
Яндекс.Реклама
Hosted by uCoz