Te Deum laudamus!
Господа Бога славим!

 
"РАСПРОСИ БЛИЖНЕГО ТВОЕГО ПРЕЖДЕ, НЕЖЕЛИ ГРОЗИТЬ ЕМУ"

О брошюре архимандрита Рафаила (Карелина)
"Какое согласие между Христом и... профессором А.И.Осиповым"


13. ЗАКЛЮЧЕНИЕ


У архим. Рафаила есть теперь все основания, чтобы убедиться, что А.И.Осиповым имеет своими предшественниками не обновленцев ("Евдокима, Антонина, Александра Введенского и других"), но святых Отцов Православной Церкви. Это учение - не плод творчества современных церковных "либералов", "реформаторов" и "модернистов", но часть аутентичного богословского и литургического наследия Православной Церкви.

Напротив, отстаиваемая архим. Рафаилом концепция почти всеобщей гибели человечества есть не что иное, как активно реанимируемое в наши дни мироощущение средневекового католицизма, буквально жаждавшего вечной кары для всех "неверных".

Наиболее точную оценку брошюре архим. Рафаила можно дать его же собственными словами:

"Здесь Откровение, сохраняемое в Предании, подменяется субъективными представлениями об истине. Есть определенный вид интеллектуальной прелести - это вера в свой малый, ограниченный, затемненный страстями разум и противопоставление его великому разуму Церкви. Святитель Василий Великий пишет: "Вносит в Церковь расколы тот, кто вносит новшества". Церковные расколы ничем не могут быть оправданы, но разве менее виноваты в них те, кто своими теологическими экспериментами приготовляет почву для сомнений и соблазнов"114.

В заключение повторим: шокирующее название брошюры архим. Рафаила, его нарочито оскорбительный тон, клеветнические обвинения, а также невыполнение им элементарных норм богословской полемики (ни одной ссылки на св. Отцов, вместо цитирования - вольный до неузнаваемости пересказ, искажение фактов и т.п.), - все это создает впечатление какого-то болезненного в духовно-нравственном отношении явления. Невольно возникает вопрос: случайно ли, что на страницах своей брошюры архим. Рафаил столь пренебрежительно отзывается о значении человеческой совести? Или он полностью уверен, что для спасения человеку достаточно одного лишь "внешнего обнаруживания" своей православности, а совесть - совершенно не причем115? И если бы не тот соблазн, который брошюра "Какое согласие..." может породить в церковной среде, вступать в полемику с ее автором мы не сочли бы возможным.


114 Архим. Рафаил. Какое согласие... С. 26.

115 Повторим, что все претензии духовно-нравственного характера, которые автор данного ответа (православный мирянин) все же счел необходимым предъявить священнику - архим. Рафаилу (Карелину), в равной мере относятся и к пожелавшему остаться анонимным издателю этой брошюры. Вопреки декларативным заявлениям последнего, что понятие "авторские права" якобы несовместимо с Православием, мы считаем, что похищение любой собственности, в том числе и интеллектуальной, является для православного человека, а тем более для монаха и священника, серьезным грехом, совершение которого обязывает к открытому раскаянию.

© Алексей Зайцев
 

БИБЛИОТЕКА

МУЗЫКА

СТАТЬИ

МАТЕРИАЛЫ

ФОРУМ

ГОСТЕВАЯ КНИГА

Яндекс.Реклама
Hosted by uCoz