Te Deum laudamus!
Господа Бога славим!

 
Animator

ОБЗОР КОНКУРСА "САКРАЛЬНАЯ ФАНТАСТИКА"



Интереса ради прочёл выборочно некоторые из работ, поступивших первыми на конкурс сакральной фантастики. Делюсь впечатлениями. Много работ присланы очевидно не ложащиеся в жанр. Впрочем, в этом повинны в не меньшей степени организаторы конкурса, которые не удосужились дать внятного определения того, что они хотят получить от авторов.

Поэтому я дам свое определение, на основании которого я судил о соответствии или несоответствии жанры. "Сакральная фантастика" подразумевает помещение духовно-религиозных вопросов в смысловой центр произведения. Я – не член жюри. Просто читатель. И читал не все работы. То, что прочитал, разделил на две группы, а именно, относятся или нет они к жанру СФ исходя из вышеозвученного определения.



ИМХО, соответствует жанру:

1. Дмитрий Володихин. "МАЯК ХААРГАД"

Да, написано мастеровито, ничего не скажешь. Великолепный, сочный язык. Пожалуй, задает уровень. Понравилось описание Самата - интересно подано. Персонаж тоже достоверный. Небольшие замечания:

"За одни только занятия каббалой любой добропорядочный московский раввин без особых комментариев выбросил бы его из синагоги" - ну, хасиды бы не выбросили, положим. "изображение черного креста, распятого на пламенно-алой розе" - крест распят на розе? Какой-то перебор, что-то где-то как-то...

Но в целом – очень сильный рассказ, выделяется.

2. Dr. Роберт Блюмкин. "БУЛАВКА" Рассказ-притча о лжи и ее последствиях в нашей жизни. Стилистику можно бы и причесать кое-где (повторы местоимений, к примеру). "Цепляет" миниатюра, сильно так. "Сакральность" несколько условна, но все же осязаема - открывается восприятие греха именно христианское. И "психология греха", пожалуй, тоже. В целом - любопытная вещица.

3. Дмитрий Толкунов. "ТЭЛЕКВЭНТА"

Хорошо. Качественный фанфик. Понравились две вещи: любовь и уважение к чужому миру, в котором автор решил "прогуляться", и ощутимая близость мировоззрения мастера и автора-продолжателя. Финальная сцена очень ответственна и следует особо отметить ту выдержку и даже целомудрие, с которыми она решена. Единственное что, - на мой вкус, не помешало бы чуть больше аллюзий на Трилогию. Жанру "сакральной фантастики" текст соответствует.

4. Дэн Шорин. "ПИЛИГРИМ"

Довольно симпатичная зарисовочка. Основная мысль мне импонирует. Над репликами брата Афанасия, мне кажется, еще можно бы поработать, сделать жизненнее. Мелкий вопрос: главгер это ведь "третий пилот транспортника "Аякс", - а что случилось с остальным экипажем (по крайней мере, с первым и вторым пилотами)? Но в целом - неплохо. К жанру, имхо, относится.

5. Александр Русинов. "БЛАГОСЛОВЕНИЕ"

По-моему, довольно любопытный рассказ. Очень сильный момент - диалог о "воле Хранителя". Некоторые неудачные моменты мне бросились в глаза - "голливудскость" Эшшеаля, как характера, так и диалогов, вообще персонажи довольно блеклые, та же голливудскость в "беснующейся толпе", маге... А еще - анахронизмы встречаются. И телеграфный стиль вначале. Но, не смотря на это, рассказ оставляет после себя "свежее" впечатление, и жанру вполне соответствует.

6. Ольга ОВЗ. "ЭКСПЕРИМЕНТ"

Ох, как все запущено. Постараюсь быть сдержанным в суждениях, потому как иначе рискую высказать что-то обидное для автора. А этого я не хочу. С другой стороны - совсем ничего не сказать, тоже нехорошо. Итак, попробуем: перед нами что-то сумубрное. Литературно невнятное. Если начать вдумываться - выползает всякая теософщина. Логика провисает на всех уровнях. Здесь и необоснованный антропоморфизм и прочее... Но формально жанру соответствует. Остается лишь поблагодарить автора за умеренность в размере.



ИМХО, НЕсоответствует жанру:

7. Ket. "НЕБО НАД ПРОВОДАМИ"

В общем, читать было интересно. Хотя кое-где стилистику бы можно причесать (перегруженные предложения), и выбросить шаблонные штучки вроде навязжего уже в зубах предположения о "бреде" и "последствиях выпивки" как объяснении "ненормальных" видений. Понравилась идея показать героя как свидетеля завершения чего-то большего, без лишних разжевываний. Приятно, можно подумать над тем, что осталось "за кадром". Правда, линия с шефом и Анечкой незавершена, "нестреляющее ружо". И еще: не увидел особой "сакральности" здесь. И не особой - тоже. И так смотрел, и эдак. Но в жанр никак не ложится. Хотя я могу ошибаться. А рассказ - неплохой в любом случае.

8. Наталья Макеева. "ВАМПИРУШКА"

Эдакий трешовый (особенно вначале) постебчик. Про вампира, который взахлеб пьет собственную кровь - позабавило. Про друга-мясника тоже. Остальное на любителя. Что этот текст делает на конкурсе сакральной фантастики, непонятно. Не иначе, как прикол.

9. Дмитрий Серегин. "ИГРА ВОДЫ"

Боюсь, рассказ мне не показался удачным. К сожалению. Может быть, причиной тому незнакомство с произведением Равеля, по мотивам которого этот рассказ написан. Смысл всех этих отношений богов остался для меня неуловим. Если автор хотел показать языческое мировоззрение, то оно несколько на других принципах строится. Кстати, некорректно для языческого мира употребление специфически христианского слова "церковь" - анахронизм, вот "капище", "святилище", даже "храм" - можно. К сакральной фантастике отнести текст довольно сложно, духовно-религизных проблем в произведении не замечено. Понравилась сцена на лодке. Мне кажется, этот автор способен на большее :-)

10. Glenn. "КАК ПАЛ ДИЙНАВИР"

Весьма невзрачный язык (сказывается пагубная любовь к блеклым прилагательным). Замороченные имена - попробуйте произнести: "Треллена Дийнастина", с первого раза и не получится, тренировка нужна. И эти все маги, родовые поместья, тайные зовы, обилие шаблонных размышлизмов и прочее - совершенно неинтересно. Уж простите, но пока - худшее произведение на конкурсе. Что касается "сакральности" - в тех двух главах, что я прочел, признаков принадлежности жанру не обнаружено. Эпизодические упоминания "богов" в речи героев за таковые не проканают. "Сакральная фантастика" подразумевает помещение в центр религиозных вопросов, на периферии они и так встречаются в 90% фэнтези.

11. Радий Радутный. "ОЖИДАНИЕ"

Можно ли "Секретные материалы" отнести к "сакральной фантастике"? По мне так - нет. Напомню, для "СФ" - религиозные идеи являются центральными, смыслообразующими в произведении, а не антуражем. Здесь это - как раз антураж. Стереотипный до тошноты. Рассказ напомнил мне один забавный случай. Надо сказать, что провинциальные жители русского севера, не будучи в состоянии представить нормальную монастырскую жизнь, убеждены, что монахи в древности занимались лишь тем, что постоянно рыли подземные ходы. Делали они это в двух целях: закопать клады и прорыть ход в женский монастырь. Однажды, услышав от своего дяди в очередной раз эту историю относительно конкретного местного монастыря, я с улыбкой заметил, что монахам долго бы пришлось копать, так как до соседнего женского монастыря - больше сорока километров. На что дядя, ничуть не смутившись, ответил: "так... если долго копать, можно ведь и сорок прорыть! А что им еще делать?" Вот из этой же серии и прочитанные "две части" Р.Радутного. Здесь монахи роют и поддерживают подземный ход, чтобы хранить и почитать артефакт неземного происхождения - не правда ли, "свежее" решение? :-) Вторая часть в духе тех же "секретных" - они, мол, приходят каждую тысячу лет и двигают прогресс, двигают... Вот только на кой им это?

12. Олег Воротилин. "СКАЗКА ПРО АРТУРА И ХЕЛЬГУ"

Какой-то подростковый текст. То есть, автор-то может быть и старше, а вот текст - именно таков, какой выдают юные любители фэнтези. Достоверности поведения персонажей и разговоров - ни на грош. И шуточки того же уровня. И сама история-квест храброго и очень озабоченного мальчика, который ищет свою возлюбленную потаскушку, а когда находит, та его "посылает" - вряд ли может поразить чье-то воображение. "Сакральной фантастики" здесь ни сном, ни духом.

13. Максим Сергеев. "СЫНЫ БОЖИИ: книга 1 Звезда Вэталка"

Да, сложно. Все мы когда-то такое писали. И все в той или иной форме слышали грустную правду: это - НЕ литература, это - графомания. При всем уважении к автору и его искренней вере. Внушает восхищение продуктивность автора, хочется пожелать не бросая заниматься творчеством, заняться освоением азов литературного мастерства. Начните хотя бы с этих работ:

http://zhurnal.lib.ru/w/sbornik1/stilistika.shtml

http://www.fantast.km.ru/view/aB4B80A8D48C94A85BFDD78C3840C3E94.htm

http://zhurnal.lib.ru/m/maksimow_j_w/nenado

И постепенно, при надлежащем труде и старании, у Вас получатся читабельные тексты. Пока что эта эпопея может представлять ценность, увы, лишь для автора. Выспренные, натянутые описания и диалоги, шаблонные сюжеты, картоные персонажи. - увы, типичный пример нечитабельной прозы начинающего автора. Простите за строгие слова, но это - так. Что касается соответствия жанру - на мой взгляд, его здесь нет. По крайней мере, в тех первых частях, что я осилил. Т.к. религиозные темы в антураже.

Бой продолжается.



© Animator

 

БИБЛИОТЕКА

МУЗЫКА

СТАТЬИ

МАТЕРИАЛЫ

ФОРУМ

ГОСТЕВАЯ КНИГА

Яндекс.Реклама
Hosted by uCoz